(От корреспондента "Киевского телеграфа".)
10 декабря, 1862 года.
Заношу в хронику нашей общественной жизни, без всяких лишних комментарий, один из фактов, предоставляя читателям судить, как иногда невольно проявляются вспышки ложного патриотизма польского общества в здешнем крае.
В нынешнем году военное общество квартирующих здесь войск, видя крайний застой в удовольствиях нашей общественной жизни, решилось принять на себя инициативу устроить танцевальные вечера, соединив по возможности все общество, которое не отказалось еще от всяких развлечений. Так как и прежде танцевальные вечера устраивались в дворянском клубе, который теперь еще существует и кажется единственно для карточной игры, то военное общество, от своего имени, обратилось с просьбою к старшине дворянского клуба позволить залу на восемь вечеров, обещая дать за залу и освещение 300 р. с. Цена эта довольно выгодна для клуба, который теперь не может похвалиться обилием денежных средств. Очередной старшина созвал членов клуба (и одних только поляков, как носится слух в городе), подвергнул это предложение баллотировке, которой результат, при продолжающемся настрое польского общества, можно было предвидеть: залы для танцевальных вечеров не дали. И в городе носится молва, что будто при этом было сказано: "теперь не те времена, чтобы танцевать", слова, которые мне не раз удавалось слышать. Между тем в одной из статей об учреждении клуба сказано, что клуб должен дать в год не менее 12 танцевальных вечеров, по желанию городского общества. Разумеется, худо то, что военное общество обратилось с своим предложением в клуб от своего имени, а не от имени городского общества, которому клуб не вправе был бы отказать; обращением же от своего имени оно дало клубу возможность ловко извернуться, подвергнуть это предложение баллотировке и не дать залы, не желая, чтобы и другие веселились при занесенном сюда, Бог знает откуда, трауре. Между тем, как слышно, зала клуба дается даром и для публичных лекций, дается она и для концертов, и это делается без всякой баллотировки - сказать правду, такой поступок произвел сильное неудовольствие в здешнем городском обществе, которое однако ж, вопреки польскому настрою и препятствиям, хочет непременно устроить танцевальные вечера, и есть надежда, что устроит их.
Скажу несколько слов и об открывшихся с 17 октября спектаклях. Театр, как говорят, перешел под дирекцию Шаеровича и Чеховича, хотя из афиш этого не видно. Спектакли по прежнему состоят из многоактной польской пьесы, большею частью переводной, и одноактной русской, какой-нибудь комедии и пошленького водевиля. Как та, так и другая - повторение того, что уже игралось не раз; по крайней мере в нынешнем году не было ни одной новой русской пьесы. Спрашивается, для кого дается польская пьеса, и еще всегда такая большая, когда посетители преимущественно русские и евреи. Я не видал в театре ни одной польки, а поляков было очень мало. И очень не удивительно, что и зрителей бывает немного; кажется, что редко бывает занята половина лож и кресел. Можно наверное сказать, что дела театра едва ли идут и пойдут на будущее время успешно, тем более, что и актеры, исключая двух-трех личностей сносных, не отличаются игрою. Я впрочем не понимаю, какая охота русскому обществу поддерживать театр из-за этого старья, которым угощают его; разве только потому оно посещает театр, что у нас теперь нет никаких общественных развлечений и удовольствий.
М. Б.