2 июня 1941 года.
ГРАЖДАНЕ И ГРАЖДАНКИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА!
Советское правительство и его глава тов. Сталин поручили мне сделать следующее заявление:
О мобилизации военнообязанных по Ленинградскому, Прибалтийскому особому, западному особому, Киевскому особому, Одесскому, Харьковскому, Орловскому, Московскому, Архангельскому, Уральскому, Сибирскому, Приволжскому, Северокавказскому и Закавказскому военным округам.
В момент, когда Вячеслав Михайлович Молотов подошел к микрофону, чтобы по поручению советского правительства и его главы — великого Сталина сообщить советскому народу о неслыханной провокации германских фашистов, на заводе имени Менжинского был об’явлен обеденный перерыв. Из радиорупоров раздались полные достоинства и силы слова тов. Молотова. Коллектив рабочих, мастеров, инженеров, служащих слушал с напряженным вниманием. С каждой минутой лица становились все серьезнее и грознее. Наглый налет на советские города. Пролита кровь.
Больше двух тысяч человек собралось на площади завода «Серп и молот». Мартеновцы. прокатчики, старики бившие немцев еще в гражданскую войну, и молодые рабочие, у которых боевая слава еще впереди, пришли на митинг.
На красном полотнище крупными буквами выведены гордые слова: «Весь наш народ будет воевать за родину, за честь, за свободу». Люди один за другим поднимаются на трибуну. Ненавистью к фашистской Германии, гневом против подлой шайки убийц, посмевших посягнуть на отечество трудящихся, наполнены речи выступающих.
В просторном светлом цехе между станками стоят сотни людей. Они сейчас только из выступления тов. Молотова узнали, что враг перешел рубежи, совершил дерзкий налет на страну, сбросил бомбы на мирные города. Радио принесло эту весть. Вслед за нею все репродукторы завода сообщили, что Москва об’явлена на угрожаемом положении…
В нашу дверь постучался прикладом непрошенный гость,
Над отчизной дыханье грозы пронеслось.
Слушай, Родина! — В грозное время войны
Присягают победой твои боевые сыны.
Каждым колосом наших колхозных полей,
Трубным гулом моторов и шелестом тополей,
Жизнью наших детей мы клянемся сегодня тебе
Смять фашистскую гадину в грозной, суровой борьбе.
Наше сердце — каленая стальштыка,
Наше сердце — стремительный взлет клинка.
Со спокойной уверенностью в своей силе выслушали работники автозавода весть о фашистском нападении на советскую землю. Все. кто был в цехах, встретили речь тов. Молотова так, как и подобает патриотам своего отечества. Сознание того, что советский народ защищает правое дело, охватило весь коллектив.
Короткие митинги состоялись в цехах. Были немногословными выступления на них. Священной ненавистью к врагу зажглись сердца всех.
Чистый заводской двор. Вокруг только что сооруженной трибуны быстро собираются рабочие. Еще до начала митинга все горячо обсуждают речь товарища Молотова. Везде чувствуется глубокое спокойствие и уверенность — уверенность в своих силах, в грядущей победе над германскими фашистами.
Старейший текстильщик тов. Аленцев, проработавшей на фабриках 49 лет и награжденный за свои трудовые подвиги орденом, в своем выступлении выразил общее настроение всех рабочих, патриотизм советского народа:
Глубоким патриотизмом были проникнуты выступления на многолюдном митинге завода «Каучук».
— Наша доблестная Красная Армия, — заявил мастер тов. Ковалев,— в прошлых схватках с врагом с победой вынесла из боев свои красные знамена. Победа будет за нами и в этой решающей схватке с зарвавшимся врагом! Мы, советские патриоты, сплоченные вокруг партии и правительства, вокруг нашего любимого вождя товарища Сталина, — победим. Для этого мы будем с удесятеренной силой и энергией обеспечивать нужды Красной Армии.
Только что радио разнесло по цехам весть о неслыханном злодейском нападении немецких фашистов на мирные рубежи советской земли.
Глубокая, сосредоточенная тишина.
С высокой радиофицированной площадки звучат гневные слова тов. Горохова, Заместителя начальника московского завода «Памяти революции 1905 года».
— В эти минуты, когда наша Красная Армия сражается там, на Западе, мы должны показать образцы героического труда.
Фашистские бандиты получат от нас такой сокрушительный удар, как уже не раз получали враги нашей родины.
С утра работа шла как обычно. В полдень слушали по радио выступление тов. Молотова. Под’ем охватил всех, создалось боевое настроение, не было растерянности и чувства ошеломляющей неожиданности. Работа шла без перебоев, работали лучше, чем с утра.
Рабочие обменивались краткими репликами:
— Фашистские гады!
— Задушить Гитлера!
В бюро партийной организации стали поступать заявления от желающих пойти добровольцами в Красную Армию.
Не прошло и часа после выступления по радио тов. Молотова, как в депо Сортировочная Ленинской дороги, несмотря на выходной день, собрались сотни людей. Узнав о вероломном бандитском нападении германских фашистов на нашу землю, в депо пришли не только свободные от работы паровозники и слесаря, но и их жены, пенсионеры.
МИНСК, 22 июня. (Корр. «Правды»). После того как радио передало речь товарища В. М. Молотова, известие о разбойничьем нападении гитлеровских войск быстро распространилось по городу. Стало известно также, что фашистская авиация подвергла бомбардировке некоторые советские города. Но ничто не изменилось во внешнем облике города. В полном спокойствии продолжалось движение по улицам.
ДНЕПРОПЕТРОВСК, 22 июня. (Корр. «Правды»).Когда выступил по радио тов. Молотов, доменщики завода им. Петровского были на своих постах. Сразу же после окончания смены все свободные от работы горновые, газовщики, катали, машинисты, инженеры и техники собрались на митинг в красном уголке.
Машинист под’емника доменной печи № 6 тов. Руст сказал:
КИЕВ, 22 июня. (Корр. «Правды»). Несмотря на выходной день, к девяти часам утра почти во все учреждения без предупреждения в полном составе явились работники.
Как только окончилось выступление тов. Молотова, стихийно возникли многолюдные митинги. Гнев и ненависть к вероломному врагу наполняли речи выступавших. Они призывали самоотверженно трудиться на своем посту, всеми силами помогая родной Красной Армии одержать решающую победу над врагом.
Из резолюции митинга колхозников артели имени XIII-рiччя Жовтня села Гостомель,
Киевской области
Мы до глубины души возмущены подлым нападением фашистских банд на нашу родную страну. Мы приветствуем решительные мероприятия нашего правительства и твердо убеждены в том, что наша доблестная Красная Армия беспощадно разгромит врага.
ТАШКЕНТ, 22 июня. (Корр. «Правды»). Сразу после гудка рабочие, инженерно-технические работники и служащие завода имени Ворошилова собрались в заводском садике. Секретарь городского комитета КП(б) Узбекистана Шубладзе коротко передает содержание выступления по радио товарища Молотова.
С негодованием и ненавистью клеймят участники митинга неслыханное вероломство кровавых правителей фашистской Германии.
Война в наши двери стучится,
предательски ломит в окно,
ну что же — ведь это случиться
когда-нибудь было должно.
Об этом и в песнях мы пели,
и думали столько годов:
за нами высокие цели,
чтоб каждый был драться готов.
Великие сроки настали,
да будет героем — любой,
веди нашу партию, Сталин,
в последний, решительный бой.
Охвачена мыслью одною,
всей массой об’единена,
АЛМА-АТА, 22 июня. (Корр. «Правды»). Сейчас же после выступления по радио товарища Молотова в столице Казахстана состоялись многолюдные митинги.
Чувство величайшей ненависти к врагу охватило людей. На трибуну выходят представители рабочих, интеллигенции, Красной Армии, чтобы заявить о своей преданности партии Ленина — Сталина., советскому правительству, о готовности встать на защиту великой родины.
ХАБАРОВСК, 22 июня. (Корр. «Правды»). Разбойничье нападение германских войск на нашу родину вызвало у советских людей глубокое возмущение. Через несколько минут после речи товарища Молотова, произнесенной по радио, на заводах, стройках, в театрах, кино Хабаровска состоялись митинги. Таких страстных патриотических выступлений здесь еще не было никогда. Десятки ораторов заявляли о своей готовности сделать все, чтобы победа осталась за нами.
ЛЕНИНГРАД, 22 июня. (Корр. «Правды»). Известие о наглом, разбойничьем нападении фашистской своры на Советский Союз встречено с гневом и возмущением на заводе им. Жданова. Во время обеденного перерыва во всех цехах тысячи рабочих на многолюдных митингах горячо демонстрировали могучую силу советского патриотизма.
Особенно многолюдный митинг состоялся в корпусном цехе. Здесь выступали беспартийный инженер Волков, рабочие Баринов, Носаков и другие. Старый производственник Садов заявил:
Мы выслушали по радио сообщение Вячеслав Михайловича Молотова о неслыханной по своей наглости провокации фашистов.
Оголтелые фашистские разбойники по воле своего главаря, — заклятого врага трудящихся всего мира — Гитлера, — вероломно нарушили подписанный ими со страной Советов мирный договор и бомбардировали ряд наших городов. Пролилась кровь наших товарищей, советских граждан.
ГОВОРЯТ КРЕСТЬЯНЕ ЭСТОНИИ И ЛИТВЫ
Общежитие экскурсантов, приехавших на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку из Эстонии и Литвы. Митинг. Все с напряженным вниманием слушают информацию о речи товарища В. М. Молотова.
Слово берет крестьянин из местечка Шашоли (Литва) тов. Ионас Давальние.
Сталин приведет нас к верной и окончательной победе
Озверелая фашистская банда, пренебрегшая интересами своего народа, бросила на нас германскую армию. Зачем? Рабочим эта банда ненавидит спокойную, счастливую жизнь СССР, где культура, техника и наука менее, чем за 25 лет сделал больше успехов, чем где бы то ни было и когда бы то ни было, где благополучие народа растет с каждым часом, где люди друг друга не эксплуатируют, где ученый чувствует, что его творчество непосредственно служит народу?
Человек малонаблюдательный, возможно, ничего бы и не заметил. Залитый после полудня июньским солнцем, город был по-воскресному нетороплив, как и утром. По бульварам катились лёгкие колясочки с гражданами 1940 и 1941 годов. На Пушкинской площади раскупали белые лилии, яркие тюльпаны и пионы. Несли свежую сирень. Всё выглядело очень обычно. Ни сутолоки , ни спешки…
ТБИЛИСИ. 22 июня. (Корр. «Правды»). С быстротой молнии разнеслась в Тбилиси весть о бандитском нападении немецких фашистов на священные границы Советского Союза.
Собираются многолюдные митинги. Выступают рабочие, служащие, интеллигенты, коммунисты, комсомольцы, беспартийные. В едином порыве ненависти к врагу горят сердца людей, крепко сжимаются кулаки.
Взбесившиеся фашистские псы. Без пред’явлении каких-либо претензий, без об’явления войны, как разбойники темной ночью, напали на мирные города и села любимой родины. От края и до края необ’ятной нашей страны несутся миллионы голосов возмущения беспримерным вероломством клики кровожадных фашистских правителей Германии. Великий советский народ прекрасно понимает, что эта война навязана ему не германским народом, не германскими рабочими, крестьянами, интеллигенцией, а зарвавшейся бандой Гитлера, поработившей французов, чехов, поляков, сербов, Норвегию.
ЛОНДОН, 22 июня. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, сегодня по радио для Англии и заграницы выступил с заявлением английский премьер-министр Черчилль. Черчилль заявил: Я воспользовался возможностью выступить перед вами сегодня вечером, ибо мы достигли сейчас одного из поворотных пунктов войны. Сегодня в 4 часа утра Гитлер напал и вторгся в Россию. Германия не заявила ни одной жалобы по поводу того, что договор о ненападении между Германией и СССР не выполняется. Прикрываясь договором, Германия проводила концентрацию огромных армий на линии, простирающейся от Белого до Чёрного моря.
ВАШИНГТОН, 22 июня. (ТАСС). В своем послании к конгрессу Рузвельт заявил, что он вынужден обратить внимание конгресса на безжалостное потопление 21 мая в южной части Атлантического океана германской подводной лодкой американского парохода «Робин Мур». Согласно официальных показаниям спасшихся лиц, пароход был потоплен через 30 минут после первого предупреждения, переданного командиром подводной лодки капитану парохода. «Робин Мур» был потоплен без предварительного принятия мер по обеспечению безопасности пассажиров и команды.
НЬЮ-ЙОРК, 21 июня. (ТАСС). По сообщению вашингтонского корреспондента агентства Ассошиэйтед Пресс, военное министерство США предложило Рузвельту потребовать, чтобы конгресс разрешил не увольнять членов национальной гвардии из армии после отбытия годичной службы. По мнению военного министерства, необходимо, чтобы конгресс одобрил закон об оставлении в армии 290 тысяч членов национальной гвардии, которые находятся на действительной военной службе с 16 сентября 1940 года и которые должны быть демобилизованы в сентябре.
ЛОНДОН, 22 июня. (ТАСС). Английское министерство информации передает, что прошлой ночью — десятую ночь подряд — английская авиация совершила налет на об’екты в Западной Германии. Налет на этот промышленный центр Германии носил ожесточенный характер. По сообщениям печати, сегодня утром английская авиация провела также интенсивный налет на оккупированные немцами порты Франции. На южном побережье Англии, говорится в сообщениях газет, можно было слышать разрывы бомб по ту сторону пролива. Как полагают, английские летчики сбрасывали бомбы весьма крупного калибра.
Коммюнике английского командования на Ближнем Востоке
№ 1. 22 июня 1941 года.
1. В связи с угрозой воздушного нападения на наш город об’являю в г. Москве и Московской области с 13 часов 22 июня 1941 года угрожаемое положение.
Приказываю всему населению, руководителям предприятий, учреждений и домоуправлений г. Москвы и Московской области точно и своевременно выполнять правила местной противовоздушной обороны.
2. В первую очередь выполнить следующие меры:
Вчера Центральный авто-мотоклуб СССР и Московский городской комитет по делам физкультуры и спорта провели мотоциклетный кросс на первенство столицы.174 мотоспортсмена на мотоциклах советских заводов вышли на старт. Прошедшие в течение двух дней ливни сделали трассу, которая изобиловала крутыми под’емами, спусками, трудно проходимой. В пути гонщики, как мужчины, так и женщины, стреляли из малокалиберных винтовок и метали гранаты в цель. Мужчинам предстояло пройти дистанцию в 56 километров, женщинам один круг — 28 километров.
ПЕНЗА, 22 июня. Общественность Пензенской области с большим под’емом готовится отметить столетие со дня смерти М. Ю. Лермонтова.
С каждым днем увеличивается поток экскурсантов в музей-усадьбу Лермонтова в Тарханах. Посетители осматривают дом, сад, беседку у пруда, воспетые поэтом, приносят цветы на могилу Лермонтова.